Отчисление из школы - крайняя мера наказания

Отчисление из школы - крайняя мера наказания

17 мая 2011 № 54 (11176)

Подходит к концу 2010-2011 учебный год. Настанет пора подводить его итоги и определять задачи на будущий учебный год. Одна из задач - сохранение учащихся общеобразовательных учреждений. Именно этот вопрос был одним из самых важных на прошедшем в марте с. г. итоговом заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Беседуем с главным специалистом комитета образования районной администрации Т. Ворониной.


- Татьяна Ивановна, почему так остро встает этот вопрос?

- Практика работы с общеобразовательными учреждениями позволяет сделать вывод, что не всегда правильно, в соответствии с законом, происходит отчисление учащихся. Что понимать под отчислением? Словарь русского языка под редакцией Ожегова трактует: «то же, что и увольнение». Основаниями могут быть переход в другое образовательное учреждение по желанию родителей или в связи с переменой места жительства (по итогам 2009-2010 учебного года таким образом из района выбыли 336 учащихся, а на год раньше - 298); в специальные - коррекционные учреждения (18 человек), а также учебно-воспитательные учреждения и колонии, социальные приюты и другие. Грубые и неоднократные нарушения устава школы - это основание наши образовательные учреждения не используют, так как в уставе нормативно должно быть четко прописано - что это за нарушение, а также порядок применения такого основания. Отчисление производится только за грубые нарушения. Однако действующее законодательство не содержит такого определения, поэтому данный вопрос каждое образовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. В уставе школы нужно прописывать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений.

- Что это за перечень?

- В представлениях образовательных учреждений в районную комиссию по делам несовершеннолетних - одни и те же проступки учащихся: непосещение в течение определенного времени занятий без уважительных причин (прогулы); оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы; неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (срыв уроков); применение физического или психологического насилия к участникам образовательного процесса; употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и психотропных веществ. Для того, чтобы отчислить учащихся, указанные грубые нарушения устава школы обязательно должны быть совершены неоднократно. Однако это условие законодательством также не определено. Даже при наличии объективных оснований, указанных выше, отчисление учащегося из школы допускается, то есть данную меру необходимо рассматривать как право, а не обязанность общеобразовательного учреждения. Во всех случаях школа вправе применить иные меры наказания (и профилактики), не связанные с исключением учащегося. И потом: отчисление применяется только в том случае, если меры воспитательного характера не дали результата. Следовательно, при принятии решения об отчислении руководящий орган школы обязан принимать во внимание не только совершенные учащимися грубые нарушения устава и вынесенные по ним наказания, но и представленные администрацией школы доказательства проводимой с данным учащимся воспитательной работы и ее негативных результатов.

- Какие еще условия должны соблюдаться при отчислениях?

- Отчисленными могут быть только учащиеся, достигшие 15-летнего возраста. Данная норма является императивной и расширенному толкованию не подлежит.

- Татьяна Ивановна, какие условия созданы в школах для получения учащимися основного общего образования?

- Помимо основного образовательного процесса во всех общеобразовательных учреждениях созданы и работают группы продленного дня. Организованы подвоз учащихся на занятия и обратно, в школах - двухразовое горячее питание, охват которым составляет 90 процентов учеников. Администрацией района ежемесячно выделяются финансовые средства для бесплатного питания 1055 детей из малообеспеченных семей. Для 52 детей с ограниченными возможностями здоровья обучение организовано на дому, для четверых детей-инвалидов практикуется дистанционное обучение с оплатой Интернета и поставкой оборудования в рамках областной программы. Дистанционное обучение организовано и для более чем двухсот «продвинутых» учащихся выпускных классов. Большое внимание уделяется также занятости учащихся во внеурочное время.

- Что делается для сохранности контингента учащихся?

- Комитетом образования осуществляется еженедельный мониторинг посещаемости ими образовательных учреждений, а областным комитетом - квартальный мониторинг отчисления учащихся. К сожалению, количество тех, кто систематически не посещает школу, стабильно: 10-13 человек по району. Следовательно, на конец учебного года это будут второгодники: еще раз государство и мы как налогоплательщики будем оплачивать их обучение. По итогам полугодия 39 учащихся аттестованы на «2» и плюс эти 10-13 учеников, которые не ходят в школу...

- Кто же недорабатывает?

- Как сказал уполномоченный по правам ребенка Астахов, не у ребенка проблемы - это ошибки взрослых! Откуда ученик? Как правило, из социально неблагополучной семьи. Кто работает сегодня с семьей? Комитет социальной защиты населения? Чисто формально. Администрации поселений? Или нет, или только при обращении образовательного учреждения (эту возможность используют не все школы, а если используют, то недостаточно, в частности - школы города). Инспекторы ОДН? Похоже, их главная задача - выявили, составили протокол и - на районную КДН. Сегодня, как никогда, подросткам требуется психологическая поддержка, а психологи есть только в больших школах, да и то не во всех. Существующий Центр девиантного поведения «ДОМ» не востребуем школой в той форме деятельности, которая есть. Решать проблемы остается одна школа. Но если в крупных школах есть социальные педагоги, которые должны обеспечивать взаимодействие со всеми вышеназванными субъектами, то в других этими функциями загружены только классные руководители. Однако институт классного руководства сегодня качественно не функционирует. Это проблема, которую надо решать, ведь за 800 рублей (стоимость классного руководства) много не спросишь.

- А если говорить о самих учащихся?

- Сегодня у подрастающего поколения очень низкая мотивация к обучению. Классно-урочная система в основной и средней школе для многих подростков обременительна по ряду причин. А школа с трудом подбирает формы их обучения, так как разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную образовательную программу сложно. Очень хочется «никакого» ученика отчислить из школы, но для этого надо получить согласование...

- Где же выход?

- Классически - профилактическая работа школой должна вестись совместно с районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторами отделения по делам несовершеннолетних ОВД по Приозерскому району и комитетом социальной защиты населения. В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем, и так далее. Только когда образование, соцзащита, ОДН, администрации поселений начнут работать в системе постоянного взаимодействия, образовательные учреждения смогут сохранить контингент обучающихся в них.


Беседовала

Надежда Мурашова